В 1957 году в прокат вышел американский фильм Стэнли Кубрика «Тропы
славы», который в 1992 году был внесен в национальный реестр наиболее
значимых фильмов в истории США. А в 1961 году Золотого льва
Венецианского кинофестиваля — как лучший фильм — была удостоена кинолента
«В прошлом году в Мариенбаде» французского режиссера Алена Рене.
Казалось бы, что может связывать эти два совершенно разных фильма, один из
которых касается трагических событий Первой мировой войны, а второй
насыщен сюрреалистическими кадрами и эпизодами? А связывает их то, что
оба они снимались на фоне роскошного дворцово-паркового ансамбля
Шляйсхайм в Мюнхене, раскинувшегося на восточном берегу Дахауского
болота в пригороде Обершляйссхайм.
Начало этот архитектурно-ландшафтный шедевр Баварии берет с усадьбы,
которую заложил ещё в 1597 году герцог Вильгельм V. После того, как эти
владения перешли к его сыну Максимилиану I, тот начал перестраивать
усадьбу, и в 1617 году она превратилась во дворец, проект для которого
разработал архитектор Генрих Шён Старший, а оформлял всю эту роскошь
знаменитый нидерландский живописец Питер Кандид (Питер де Витта).
Результатом их деятельности стал «Altes Schloss» — «Старый замок», в котором
сегодня находится филиал Баварского Национального музея и Музей
Восточной и Западной Пруссии.
В конце XVII века на территории Шляйсхайма в Мюнхене итальянским
архитектором Энрико Цукалли был построен «Schloss Lustheim» — «Дворец
Удовольствий». Этот период жизни бывшей усадьбы относится уже к новому
владельцу Максимилиану II Эммануилу, а Дворец Люстхайм появился в связи с
его женитьбой. Самая знаменитая достопримечательность этого замка –
уникальная коллекция мейсенского фарфора.
В начале XVIII века дворцово-парковый ансамбль Шляйсхайм в Мюнхене
пополнился третьим замком – «Neues Schloss» («Новый Дворец»). Именно его
обычно и называют Дворец Шляйсхайм. Начал строительство этого замка
Энрико Цукалли, а завершил баварский архитектор Йозеф Эффнер совместно с
такими великими мастерами, как Циммерман, Штубер, Кювилье-старший,
Байх, Азам и Амигоне. В XIX веке небольшие изменения в облик Дворца
Шляйсхайм в Мюнхене внес Лео фон Кленце, но после того, как здание было
сильно разрушено во время Второй Мировой войны, реставрировали Новый
Дворец в первоначальном виде без корректив фон Кленце.
В настоящее время в Neues Schloss на постоянной основе размещена
коллекция европейской живописи.
Что касается непосредственно парка, то планировкой его каналов и рощ
занимался сам Энрико Цукалли, а цветник и водопады проектировал Доминик
Джирард, воплотивший на огромной парковой территории всё свое искусство.
Сегодня Мюнхенский дворцово-парковый ансамбль Шляйсхайм – это три
замка (Новый, Старый и Люстхайм), южный павильон с капеллой, северный
павильон с конюшней, центральный канал, партер, каскад, площадки, садовое
хозяйство с овощехранилищем, и, конечно же, удивительно живописный
ландшафт.