Один из известных политических деятелей Франции Оноре Мирабо когда-
то утверждал, что у «пруссаков» война – национальная индустрия. И,
действительно, в представлении многих людей немцы – это, прежде всего,
нация завоевателей. Но вместе с тем, именно немцы подарили миру Моцарта и
Дюрера, Листа и Рихтера, Штрауса и Гольбейна, Баха и Грюневальда,
Гольбейна и других талантливых людей, которые своим творчеством несли
людям идеи добра и человеколюбия. История Германии – это не только история
завоеваний, это ещё и история культуры, ставшей неотъемлемой частью
духовной сокровищницы всего человечества.
Особое место в ней занимает оперное искусство. Уже в 17 веке в столице
Баварии – городе Мюнхене на Salvatorplatz появляется первый публичный
оперный театр, а в 18 веке – Резиденцтеатр, но и они не могли удовлетворить
потребностей мюнхенских поклонников классической музыки.
Поэтому в 1818 году на площади Макса Иосифа (Max-Joseph-Platz) был
открыт ещё один театр — Национальный театр Мюнхена. В тот день на его сцене
прозвучала опера Фердинанда Францля «Die Weihe».
А так как театр этот строился по распоряжению короля Максимилиана I, то
в 1825 году немецкий скульптор Христиан Даниэль Раух, создававший
памятник Максимилиану, как королю Баварии, утвердившему первую
германскую конституцию, установил своё скульптурное произведение как раз
напротив входа в Национальный театр Мюнхена.
Надо сказать, что строительство этого театра шло не очень гладко:
архитектор Карл фон Фишер, взяв за образец Одеон в Париже, приступил к
работе 26 октября 1811 года. После пожара 1817 года, уничтожившего часть
уже почти построенного театра, начались ещё и трудности финансового
характера. Однако 12 октября 1818 года Национальный театр Мюнхена
распахнул свои двери. Но ненадолго: 14 января 1823 года пожар оставил от
здания один фундамент. Упорные мюнхенцы решают не строить новый театр, а
реконструировать старый.
Лео фон Кленце, взявшийся за восстановление здания Национального
театра Мюнхена и закончивший работу в 1825 году, внес в его архитектурный
облик штрихи неогреческого стиля. Однако на этом «внеоперная» жизнь театра
не закончилась: в нем углубляют оркестровую яму, увеличивают сцену,
обновляют оборудование, реконструируют отдельные помещения.
Но в 1943 году авиабомбы союзников, практически, начисто уничтожают
Национальный театр Мюнхена. И вновь мюнхенцы, вместо того, чтобы
построить себе новый театр, решаются на более затратное (62 миллиона марок!)
восстановление старого. И надо отдать должное архитектору Герхарду Морицу
Грауберу: ему удалось максимально точно воссоздать фойе и парадную
лестницу по проекту Лео фон Кленце. На этот раз открывала театр (1963 год)
опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера.
Сегодня Национальный театр Мюнхена является не только главной
площадкой для Баварской государственной оперы и Баварского
государственного балета, но и одной из лучших оперных сцен мира.