Собор Пресвятой Девы Марии, или в просторечии — Фрауенкирхе
(Frauenkirche), пожалуй, одно из самых известных зданий в Мюнхене. И,
кстати, одно из самых популярных у многочисленных туристов, желающих
своими глазами увидеть внутреннее убранство церкви, ставшей символом
Баварской столицы.
Поэтому по адресу «Frauenplatz» всегда многолюдно, хотя среди
желающих полюбоваться этим творением знаменитого немецкого архитектора
Йорга ван Хальсбаха, далеко не все приезжают в Мюнхен, чтобы оценить
архитектурные линии Фрауэнкирхе, восхититься её уникальным интерьером
или выслушать историю появления Собора Пресвятой Девы Марии.
Многих туристов влечет во Фрауэнкирхе легенда о сделке архитектора с
самим Сатаной и знаменитый След Дьявола на полу Собора с небольшой
отметиной, которую считают мазком кончика Дьявольского хвоста. Правда,
когда видишь впервые эту достопримечательность, то невольно испытываешь
некоторое недоумение: След Дьявола во Фрауэнкирхе больше напоминает
отпечаток обычного сапога. Нет, может, конечно, Дьявол в те далекие времена
по каким-то своим соображением и разгуливал по Мюнхену в сапогах. Но,
согласитесь, при мысли о следах Сатаны ожидаешь увидеть, прежде всего,
более привычный по детским сказкам отпечаток раздвоенного копыта.
Впрочем, если этими мыслями поделиться с немцами, безоговорочно
верящими в историю о помощи Дьявола при строительстве Фрауэнкирхе в
Мюнхене, то они тут же возразят – мол, всё просто: Нечистый общался с
Йоргом ван Хальсбахом, приняв образ обычного горожанина, чтобы не
привлекать к себе внимания. Поэтому этот отпечаток сапога на полу Собора –
именно След Дьявола, а не какого-нибудь случайного бюргера или строителя.
Да и потом, человеку, мол, не под силу топнуть по плиточному полу с такой
силой, чтобы на века остался столь четкий след. А вот Сатана, обнаруживший,
что его провели, как младенца, мог в ярости и топнуть, и хлестнуть своим
хвостом по полу.
По версии экскурсоводов и местных любителей мистических историй,
обман Йорга ван Хальсбаха, якобы, заключался в следующем: архитектор
пообещал Дьяволу в обмен на его помощь в строительстве огромного по тем
временам храма построить Фрауэнкирхе в Мюнхене, вообще, без окон, но так,
что в ней будет светло, как днем. Дьявол, стоя на пороге возведенного Собора,
который был уже освящен (потому-то Нечистый и не мог провести более
тщательную инспекцию внутри здания), так и не понял, отчего в церкви, где с
порога не было видно окон, так светло.
Неважно, с Дьяволом ли было связано архитектурное решение Йорга ван
Хальсбаха по освещению пространства Собора, или это была его личная
фантазия, но и сегодня хитроумное расположение окон и внутренних колонн не
может не вызвать удивления, как впрочем, и масса других
достопримечательностей церкви – капеллы, кенотаф вокруг которого
разместились фигуры баварских герцогов, «вельшские купола» башен,
необычное 8-метровое распятие, висящее под церковными сводами и пр.