Когда-то давно во дворце курфюста Карла Теодора Пфальцского в Мангейме
было два помещения с удивительными коллекциями рисунков и гравюр. Названия
этих помещений были соответствующими: Кабинет рисунков и Гравюрный
кабинет. Когда в конце XVIII века французская армия опасно приблизилась к
городу, эти бесценные коллекции в срочном порядке перевезли в Мюнхен. И уже
в 1839 году в помещении Старой Пинакотеки рисунки и гравюры, собранные
курфюстом Карлом, были показаны публике. Чуть позднее эта экспозиция была
оформлена как самостоятельный музей, с наименованием которого особо не
мудрили и назвали его «Гравюрный кабинет». Это знаменательное событие
произошло в 1874 году, а в 1905 году музей переименовали в «Королевское
графическое собрание».
Однако несмотря на обширную коллекцию гравюр, рисунков и печатных
принтов, у Государственного графического собрания в Мюнхене (Staatliche
Graphische Sammlung), имеющего сегодня славу одной из крупнейших мировых
коллекций такого формата, до сих пор нет собственного здания! И более того – по
этим причинам нет возможности увидеть все его экспонаты!
Так что, пока желающие познакомиться с Графическим собранием
вынуждены довольствоваться только частью его экспозиции. Да и она
представлена не в одном месте, а разделена между двумя зданиями: часть
коллекции находится в Институте культуры (Haus der Kulturinstitute) по адресу
Katharina-von-Bora-Strasse 10, а часть – в Пинакотеке современности по адресу
Barer Strasse 40.
Государственное графическое собрание в Мюнхене на сегодняшний день
насчитывает около четырехсот тысяч экспонатов, скомпонованных в пять
отделов: Искусство XIX века, Искусство XX века, Искусство Германии,
Искусство Италии и Искусство Нидерландов. Самые «почтенные» по возрасту
экспонаты – это рисунки и гравюры XII-XV веков. Даже не специалист понимает,
как сложно сохранить такого рода предметы в более-менее приличном виде.
Именно поэтому коллекция Государственного графического собрания в Мюнхене
по праву считается уникальной. А ведь ещё здесь можно увидеть чертежи
Леонардо да Винчи, сделанные углем; знакомые по учебникам и монографиям
наброски Рембрандта; иллюстрации для книг, выполненные Сальвадором Дали;
десятки работ великих мастеров, чьи имена наверняка слышали многие – Винсент
ван Гог, Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Эдуард Мане, Рубенс, Василий
Кандинский, Пабло Пикассо, Эмиль Нольде, Отто Дикс, Макс Либерман, братья
Азам, Рафаэль, Микеланджело, Эль Греко и другие.
В экспозиции имеются и работы современных авторов, например, Роя
Лихтенштайна и Энди Уорхола. Кроме того, отправляясь в Государственное
графическое собрание в Мюнхене, можно попасть и на какую-нибудь интересную
временную выставку рисунков, гравюр, плакатов разных эпох из музеев других
стран.
Добираться до Графического собрания удобнее всего на метро. А выходить
нужно на станциях Odeonsplatz, Konigsplatz или Karlsplatz (Stachus).