Казалось бы, что может связывать знаменитый порошок «Persil» с
художественным музеем Мюнхена, который расположен по адресу Theresienstrasse,
35a? Прямой связи между ними, разумеется, нет, но вот косвенная, как это ни
странно – есть. Дело в том, что экспозиция этого музея была когда-то личной
коллекцией супругов Удо и Аннет Брандхорст (Brandhorst) – владельцев
химического концерна «Henkel».
Когда после смерти Анетт в 1999 году Уно решил передать их семейное
собрание живописи городу, он пожелал, чтобы коллекция получила собственное
здание, и даже пожертвовал на это 120 миллионов евро. Вот так вот в Мюнхене
появился ещё один интереснейший музей — Музей Брандхорст, здание для которого
спроектировали архитекторы из Берлина Мартин Зауэрбрух и Луиза Хаттон.
Открытие музея, названного Museum Brandhorst, состоялось в 2009 году.
Популярность его вызвала шквал статей в мировой прессе, а заодно и два варианта
русскоязычного перевода названия: Музей Брандхерст и Музей Брандхорст.
Собственно, и фамилия дарителей Brandhorst тоже переводится авторами на русский
язык двояко.
Сегодня в Музее Брандхорст в Мюнхене можно увидеть известные живописные
полотна многих именитых мастеров, творивших в последние полвека. Только
коллекция картин американского художника Энди Уорхола насчитывает сотню
полотен, а его соотечественника Сая Твомбли (Туомбли) – 60! В экспозиции музея
имеются даже картины представителя самого новаторского европейского
объединения XXI века Young British Artists («Молодые британские художники») —
Дэмьена Херста.
Большим интересом пользуется та часть музейной экспозиции, в которой
собраны книжные иллюстрации, в частности, замечательные рисунки Пабло
Пикассо и Сальвадора Дали.
Вместе с тем, не следует забывать, что Музей Брандхорст в Мюнхене – это
музей современного искусства, включая самые разные его направления и жанры.
Поэтому в музейных залах можно увидеть полотна не для детских глаз, уже не
говоря о том, что часть картин станет испытанием для консервативно настроенных
любителей живописи, не принимающих (или не понимающих), например,
постмодернизм в искусстве в целом. Ну, и, кроме того, даже не эстетствующая
публика неоднозначно реагирует на такую живопись, как, допустим, изображение
акулы в формальдегиде на картине Дэмьена Херста с мудреным названием
«Физическая невозможность смерти в сознании живущего».
Вместе с тем, именно в Музее Брандхорст в Мюнхене можно увидеть
замечательный живописный цикл «Розы» Сая Твомбли или его же серию
«Лепанто», которую он посвятил знаменитому морскому сражению у греческих
берегов (так называемая «Третья битва при Лепанто»), когда был положен конец
господству Турции в Средиземном море.
Музей Брандхорста в Мюнхене является частью Музейного квартала (район
Максфорштадт), заняв достойное место среди таких знаменитых своих собратьев,
как Пинакотеки, Глиптотека, Государственное графическое собрание, Дворец
Дюркхайм и др.